Основные методы психологии таблица

Содержание

Классификация методов психологии

Основные методы психологии таблица

Классификация методов психологического исследования использует разные основания, различные психологические направления и школы неодинаково трактуют методы и методики.

Развернутая и многоплановая классификация методов исследования в психологии была сформирована классиком отечественной психологии Б. Г. Ананьевым.

В соответствии с использованием на разных стадиях исследования он выделил несколько групп методов:

  1. Организационные методы психологии, которые являются основной исследования в целом, всей его методологии. Сюда можно включить:
    • сравнение, которое имеет различные варианты (сопоставляться может, например, результат нескольких испытуемых, групп, производится сравнение показателей, которые можно получать по одинаковым (или различным) методикам в рассматриваемые промежутки времени (например, поперечные срезы);
    • лонгитюдный метод, который построен на длительном по времени отслеживании психического развития, изменения одинаковых параметров у одной и той же группы. Он представляет собой «продольный срез» во времени, который аналогичен логике формирующего исследования;
    • комплексный метод, заключающийся в системе двух предыдущих способов познания, в междисциплинарном характере подходов, методов и методик.
  2. Эмпирический метод, посредством которого добываются факты, проводят само исследование. Эти методы – самая обширная и разветвленная группа.
  3. Обработка полученных результатов в виде органичного единства количественного и качественного, статистического и содержательного анализа. Этот метод всегда творческий, поисковый процесс, который предполагает выбор максимально адекватных и чувствительных математических средств.
  4. Интерпретационные методы, концентрирующиеся на теоретическом объяснении, психологической трактовке исследуемого явления или свойства. Здесь всегда есть комплексный (в виде системы) набор соответствующих вариантов генетического, функционального и структурного метода, которые замыкают общий цикл психологического исследования.

Замечание 1

Классификацию, разработанную Ананьевым, нельзя считать исчерпывающей, поэтому в следующих частях статьи будут описаны некоторые самые распространенные методы психологии.

Наблюдение как метод психологии

Определение 1

Наблюдение – один из основных и часто используемых психологических методов, который используют, например, студенты при написании реферата или курсовой работы, так и исследователи при написании диссертаций.

Как и другие методы, для исполнения он требует специальной подготовки. Здесь важен профессионализм, ведь наблюдение может осуществляться как за открывающимся за окном поезда пейзажем, так и за динамикой движения звезд с помощью новейшего телескопа.

Для научного наблюдения требуется постановка цели, планирование, составление протокола и др.

Самым главным здесь является адекватность в психологической интерпретации результатов наблюдения, так как психику, как известно, нельзя сводить к поведенческим реакциям.

Замечание 2

Важное преимущество метода наблюдения состоит в протекании деятельности людей в нормальных, естественных для них условиях. Человек может не знать, что за ним осуществляется наблюдение, а потому «не подыгрывает» исследователю хотя бы в определенный момент, как говорят, в открытую.

Разновидностью наблюдения является самонаблюдение (интроспекция) в виде исторически первого метода изучения души и психики. Это «внутреннее» наблюдение индивида за собственными психическими явлениями.

Они, при всей кажущейся житейской простоте, представляют собой в действительности очень сложный и многофакторный процесс. Для такого отражения самого себя (рефлексии) человека необходимо специальное обучение.

Квалифицированная интроспекция, которая сопоставляется с результатами других методов, всегда полезна и важна для психологического исследования.

Эксперимент в качестве основного метода психологии

Эксперимент по праву считают основным методом современной психологии. Он исторически находился у ее истоков, но по причине специфики своего предмета психология так и остается наукой в значительной степени описательной.

Не над всем в психике можно провести эксперимент в соответствии с его классическим, научным пониманием. Так, работу психотерапевта или психоконсультанта не всегда можно считать собственно экспериментальной.

Особенную роль экспериментального метода характеризуют его несомненные преимущества:

  • возможность задействовать у испытуемых любой интересующий исследователей процесс, свойство или состояние (например, нет необходимости ждать проявления воли или эмоции, создавая для этого искусственные условия, которые предусматривает эксперимент);
  • предварительное выделение всех предполагаемых условий, которые влияют на исследуемое явление, возможность их планомерного изменения (увеличение, уменьшение, исключение, то есть целенаправленная организация и изменение течения исследуемого процесса);
  • возможность достоверного выявления меры влияния каждого из управляемого варьирования факторов, то есть обнаружение объективных закономерностей, связей и зависимостей. Это путь от живого явления, фактов до познания сущности;
  • строгая количественная обработка и трактовка полученных эмпирических материалов, математическое описание и моделирование исследуемых явлений в целом.

Перечисленные преимущества метода эксперимента неизбежно ведут и к его основной трудности в виде ограничения. Как психическая, так и внешняя работа испытуемого в экспериментах протекает как бы искусственно, в навязанном порядке, непривычных условиях.

Человек может знать, что это не реальная практика, а только эксперимент, который, к примеру, по его желанию можно всегда прекратить.

Отсюда проявляется неизбежная методологическая проблема исследования адекватности, корректности и надежности переноса результатов эксперимента на практическую деятельность.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

В соответствии с различными основаниями можно рассмотреть большое количество видов эксперимента, включая аналитические и синтетические, констатирующие и формирующие, психолого-педагогические, моделирующие, обучающие, лабораторные, полевые и др. Особенное место в этом перечне занимает естественный эксперимент, который впервые предложил русский психолог А. Ф. Лазурский.

Сущность естественного эксперимента состоит в протекании исследуемой деятельности испытуемого в привычных для него условиях. Испытуемый не знает об эксперименте, подвергаясь строго дозированному экспериментальному воздействию через изучаемые условия и факторы.

Замечание 3

Организация и проведение подобного типа экспериментов связано с большими сложностями по причине противоречивого соединения «экспериментальности» и «естественности». Наряду с этим значительно упрощается перенос полученных лабораторных выводов в реальную практику.

По некоторым объективным и субъективным причинам современная психология становится все менее экспериментальной наукой. В больше мере среди используемых методов психологического исследования применяются тесты, опросы, интервью.

Часто неоправданно экспериментом называют любое вносимое во что-то новшество, включая неконтролируемые изменения. Забвение эксперимента значительно обедняет методики и теорию психологии, упрощая и искажая понимание ее предмета.

Другие методы психологии

Тест (испытание, проба) применяют чаще всего в научной психологии. Он используется более ста лет, получая в последние годы все большее распространение. Выделяют множество типов и классификаций тестов в соответствии с их построением, задачами, исполнением.

Это можно отнести к особому разделу психологического знания и практики, который называется психодиагностикой. Тем не менее, последнее понятие более широкое, чем учение о тестах (тестология).

Не все психологические испытания, пробы, вопросы, задания можно отнести к тестам, так как для тестов должна быть характерна стандартизованность, надежность, валидность, психометрическая состоятельность, четкая психологическая интерпретация и др.

Например, стандартизация теста представляет собой не просто предъявление всем испытуемым одной и той же словесной формулировки, а подбор, статистическую подгонку степени сложности вопроса, вследствие которой распределение ответов в максимальных выборках испытуемых имеет форму нормальной кривой Гаусса.

Замечание 4

Такое требование, как валидность теста, означает уверенность в том, что он измеряет именно то, на что направлен (например, оценка мотивации, а не мотивировки,текущего настроения, а не устойчивого чувства).

Каждый тест в основе должен иметь некую теорию, авторскую трактовку исследуемой психики. По этой причине за одинаковыми терминами часто скрывается различное содержание. Так, одноименные типы темперамента И. П. Павлова и по Г. Ю. Айзенка сформированы по основаниям, которые невозможно сопоставить.

Поэтому при интерпретации результатов теста важно строгое соответствие авторской семантике без изменения заданной трактовки слов.

Особенно это актуально для проективных тестов, в которых свободные ответы испытуемых рассматриваются в качестве проекции особенностей его личности, объяснимых с позиций исходной теории.

Замечание 5

Тест рассматривается как предельно упрощенная модификация экспериментального метода. При условии грамотного использования он дает возможность получить большое количество эмпирических данных, позволяя проводить предварительную градацию испытуемых.

Часто в психологии используются и такие методы, как анкеты и опросники в виде всевозможных вариаций тестов. Их составление, использование и интерпретация всегда требуют должного профессионализма, поскольку важность представляет не сама формулировка вопроса, а очередность его предъявления.

Психология и социология, например, или педагогика должны использовать разные опросники и анкеты по причине различия в предмете исследования.

Особым по направленности видом вопросников являются социометрические методики, посредством которых происходит исследование межличностных отношений в группе, выявление отношений «лидер – ведомый».

Для метода беседы необходима специальная подготовка психолога, особые правила проведения и поведение исследователей. Здесь происходит индивидуальная психологическая работа.

Пример 1

Одно дело – знаменитая клиническая беседа школы Ж. Пиаже; совсем другим вариантом является психоаналитическая беседа по идеологии З. Фрейда; третьим – беседа при психологическом консультировании по определенной теоретической концепции и др.

Праксиметрические методы исследований были разработаны, главным образом, для психологии труда при исследовании разнообразных движений, операций, действий, профессионального поведения человека. Сюда можно включить методы хронометрии, циклографии, составления тщательных профессиограмм (затем – и психограмм).

Анализ продуктов деятельности используют многие разделы психологии, начиная от общей и заканчивая возрастной. Этот метод является комплексным изучением результатов труда в качестве материализации психической деятельности, что можно отнести как к детскому рисунку, так и к школьным сочинениям, произведениям писателей, ошибочным действиям оператора.

Для биографического метода характерен психологический анализ жизненного пути, фактов биографии личности, которая развивается и имеет свою историю, определенные психологические вехи, включая кризисы и подъемы.

Замечание 6

С. Л. Рубинштейн полагал, что человек, совершивший значительное, сам при этом в известном смысле меняется.

Биографический метод представляет собой психологическое изучение, анализ представлений человека о своем пути жизни, о прошлом и будущем. Он рассматривает психологию жизненных планов; психологические стратегии жизни и поведения человека.

В самых разных вариантах представлен и метод моделирования, который использует структурные, функциональные, физические, знаковые, логические, математические, информационные модели. Любая из них беднее оригинала, так как выделяет в нем определенный аспект, вынужденно абстрагируясь от прочих сторон изучаемого явления.

Методы исследования в психологии: основные понятия и схемы

Основные методы психологии таблица

Чтобы строить новые научные теории, вырабатывать практические рекомендации, развивать психологическую науку, исследователи используют различные способы получения информации.

При применении конкретных приемов учитывается ряд правил, которые позволят получить достоверные данные. Методы исследования в психологии позволяют получить информацию о группе людей или отдельном индивиде.

Психология — многогранная наука, которая изучает человеческую психику, ее проявления, изменения.

Задачи психологической науки:

  • изучение, выявление психических явлений;
  • определение механизмов психических явлений;
  • помощь людям путем внедрения в их жизнь психологических учений;
  • анализ развития психических явлений.

Главные принципы

Методология в психологии — наука об инструментах получения новых данных, которые могут применяться только при соблюдении ряда требований:

  1. Надежность — тесты должны обеспечивать надежные результаты. Качественные методы позволяют получить один и то же результат после многократного проведения теста.
  2. Валидность — тест должен быть адекватным.
  3. Объективность — метод должен объединять внутренние и внешние проявления психики.

Принципы проведения исследований:

  1. Основной принцип изучения психических явлений — детерминизм, который выдвинул Рубинштейн. Психическое явление возникает в результате воздействия внешних факторов. Внешние проявления сталкиваются с внутренними установками человека, в результате чего изменяются, проявляются по-другому.
  2. Психика начинает формироваться, развиваться только во время человеческой деятельности.
  3. Для получения достоверной информации необходимо изучить психические феномены, которые участвуют в развитии человека.

При изучении применяется системно-структурный подход. Субъект нужно исследовать не как набор отдельных характеристик, а как целостное образование.

Классификация

С развитием науки появлялись новые способы исследований. Это потребовало создания классификации методик. Первое развернутое, многоплановое разделение ввел Ананьев Б.Г. Он выделил методики в отдельные группы, последовательность которых соответствует этапам проведения исследований:

  • организационные;
  • эмпирические;
  • коррекционные;
  • способы обработки, анализа полученных данных.

Каждая из групп включает несколько отдельных методов, которые тесно связаны между друг другом. Получаемая информация складывается в единую картину. Данные анализируются, полученные результаты становятся основой для создания новых теорий, учений.

Организационные

Группа организационных методов включает ряд практических способов исследования:

  1. Метод поперечных срезов. Набирается группа добровольцев, которые сравниваются по отдельным показателям.
  2. Сравнительно-генетический метод. Сравниваются психологические показатели разных видовых групп.
  3. Комплексная методология. Собираются ученые, представляющие разные науки. Они изучают субъект, чтобы получить интересующую информацию.
  4. Лонгитюдный метод — над одним испытуемым длительное время проводятся эксперименты.

Эмпирические

Группа эмпирических методов включает несколько практических техник:

  • самонаблюдение, наблюдение;
  • эксперименты — формирующие, естественные, лабораторные;
  • психодиагностические — к ним относятся тесты, беседы, опросы, интервью, анкетирование;
  • биографические;
  • анализ результатов деятельности.

Наблюдение — самый старый способ получения информации о других людях. Чаще эта методика получения данных проводится без вмешательства в жизнь наблюдаемого. Виды наблюдения:

  • лабораторное;
  • полевое;
  • включенное;
  • опосредованное;
  • невключенное;
  • непосредственное;
  • косвенное;
  • прямое;
  • выборочное;
  • сплошное;
  • несистематическое;
  • систематическое.

Факторы, которые нужно учитывать при наблюдении за субъектом:

  1. Эмоциональное состояние наблюдателя. Если он испытывает какие-либо чувства, эмоции, данные будут искажаться.
  2. Наличие связи между наблюдателем и объектом.
  3. Физическое состояние наблюдателя.

Правила наблюдения:

  • фиксация информации выполняется с помощью видеокамеры, фотоаппарата или ручки с блокнотом;
  • наблюдатель не должен влиять на процесс исследования;
  • нужно регистрировать только информацию, входящую в рамки проводимого наблюдения.Наблюдать может разговаривать с наблюдаемым, если он не знает о наблюдении.

Самонаблюдение — способ наблюдения за собственными эмоциями, изменением состояния. Этот метод позволяет фиксировать возникающие реакции, но не объясняет причины их появления. Из-за этого он не может считаться самостоятельным в рамках познания проявлений психики.

Чтобы самонаблюдение было результативным, нужно выполнять определенные действия:

  • записывать все данные в дневник или тетрадь;
  • интересоваться у окружающих о своем поведении, чтобы сопоставлять полученные данные с собственными наблюдениями;
  • повысить собственную самооценку, чтобы записи не были слишком драматичными;
  • регулярно посещать психологические тренинги, которые направлены на личностное развитие.

Психологический эксперимент — практическая методика получения интересующей информации.

Для этого исследователи вмешиваются в жизнь испытуемого, могут воздействовать на него различными способами.

Виды экспериментов:

  1. Естественный — условия вокруг испытуемого не изменяются. Исследователи могут не сообщать о проводимом эксперименте, чтобы получить достоверные данные.
  2. Лабораторный — ученые создают определенные условия, чтобы воздействовать на подопытного. При этом используется лабораторное оборудование.
  3. Пилотажный — микро-эксперимент, который проводят перед основным. На основе полученных данных выстраиваются этапы проведения исследования.
  4. Психолого-педагогический — ученые назначают методики, с помощью которых испытуемые начинают учиться новому.

По уровню безопасности эксперименты могут быть скрытыми и явными. Иногда испытуемому рассказывают про исследование, но не называют причины его проведения.

Психодиагностические техники — тесты, беседы, анкеты, интервью. Виды тестов:

  • на профориентацию — проводятся для выявления способностей субъекта;
  • личности — применяются для изучения эмоций, характера, способностей;
  • вербальные — изучение умений человека;
  • интеллекта — проводятся для изучения развития интеллекта;
  • достижений — оценка уровня знаний, навыков.

Биографический метод — способ, с помощью которого психолог проектирует жизненный путь субъекта. При этом личность изучается зависимо от индивидуального развития, истории. Основные данные получают на основе автобиографических методик.

Анализ продуктов деятельности — один из способов изучения личности. Чтобы провести анализ, получить результаты, собирается информация о жизни человека.

Эти практики относятся к методам исследования возрастной психологии.

Коррекционные

Чтобы помочь человеку справиться с психологическими отклонениями, наладить нормальную жизнь, применяют различные методы психокоррекции:

  1. Аутотренинг — такие тренировки разработал немецкий психотерапевт Шульц. Их задача заключается в том, чтобы увеличить нагрузки на нервную систему. Такие тренировки применяют при подготовке спортсменов перед серьезными соревнованиями.
  2. Групповой тренинг — такие тренинги предназначены для обучения знаниям, помогающим в общении с социумом.
  3. Способы психотерапевтического воздействия. К ним относится индивидуальная, групповая психотерапия. Ученый интерпретирует связь между состоянием субъекта, его жизненной ситуацией, чтобы подобрать курс реабилитации.
  4. Внушение — подопытному внушают информацию, позволяющую изменить состояние психики. Внушение помогает справиться с внутренними психологическими проблемами, которые мешают индивиду развиваться дальше.

Способы обработки данных

Полученная информация должна пройти анализ, чтобы ученые смогли сделать вывод. Методы обработки данных:

  • количественный или статистический;
  • качественный.

Обработка информации производится сразу после исследования. Полученные результаты вносятся в документы, которые становятся теоретической базой для новых экспериментов.

Преимущества и недостатки

Преимущества наблюдения:

  • можно узнать много сведений, не вступая в контакт с наблюдаемым, — поступки, привычки, общение с окружающими, выполняемые действия;
  • сохранение естественных условий;
  • наблюдателю доступны средства для фиксации данных;
  • не нужно посвящать человека в проводимое исследование, рассказывать о его целях.

Недостатки:

  • требуется много времени, средств;
  • результат будет зависеть от физического, морального состояния наблюдателя, наличия связей между ним и наблюдаемым;
  • отсутствие контроля над ситуацией.

Преимущества эксперимента:

  • высокая точность результатов;
  • контроль переменных;
  • наличие возможности проведения дополнительные исследования.

Недостатки:

  • условия, создаваемые при эксперименте, не соответствуют реальности;
  • испытуемый может нарочно препятствовать проведению исследования, что исказит полученные данные.

Для получения информации о психике, ее проявлениях, изменениях применяют разные методы исследований. Выбор методик зависит от того, что нужно узнать. После выполнения исследований, полученная информация обрабатывается, анализируется.

Из видео Вы узнаете о самых интересных и безумных исследованиях психологии человека.

Общая характеристика методов исследования в психологии: что относится к основным

Основные методы психологии таблица

Психология является самостоятельной наукой, так как имеет свои предмет изучения и способы познания явлений и процессов.

Получить достоверную информацию о психических особенностях человека, причинах его поведения, особенностях социального взаимодействия людей можно с помощью специальных психодиагностических средств.

Методы психологии – это основной инструмент профессиональных психологов.

Исследование в психологии

Методы исследования в психологии

Метод это в психологии определение способа достижения поставленной исследовательской цели.

К методам изучения психики относятся:

  • Эксперимент и моделирование. Эксперимент проводят с целью проверки гипотезы. Моделирование предполагает разработку программы (модели) развития личности или группы и ее апробацию.
  • Наблюдение не предполагает активного участия исследователя в деятельности испытуемых. Психолог не может направлять поведение и деятельность испытуемых, он только протоколирует наблюдаемые факты.
  • Анализ продуктов деятельности предполагает изучение рисунков, аппликаций, сочинений с целью определения личностных характеристик испытуемого, особенностей его взаимоотношений с окружающими.
  • Тестирование представлено огромным количество тестов, направленных на изучение различных компонентов личности. Испытуемому предлагается ответить на вопросы методики, после чего психолог интерпретирует его ответы в соответствии с ключом к тесту.
  • Опрос – устное общение психолога с испытуемыми с целью получения информации, необходимой для исследования.
  • Биографический и генетический методы используются для выявления причин того или иного психологического явления или феномена.

Дополнительная информация. В методологии психологии виды диагностических средств объединяются в группы. Критерием классификации является сфера их применения. Любое психологическое исследование предполагает использование нескольких групп методов.

Классификация методов психологии

Самоконтроль — что это такое в психологии, определение

Существует несколько подходов к классификации методов психологического исследования. Все методы психологии кратко описала Б.Г. Ананьева:

  • Методы организации исследования. На них строится вся методология. К ним относятся поперечные срезы, комплексное изучение психического явления, сравнительный метод, предполагающий проведение исследования в контрольной и экспериментальной группах, лонгитюдное изучение, основывающееся на констатирующей и контрольной диагностиках.
  • Методы сбора эмпирических данных. С их помощью проводят изучение чего-либо, добывают факты. К ним относятся эксперимент и наблюдение, тестирование и опросы, анкетирование и беседа, изучение продуктов деятельности, биографий, моделирование.

Сбор эмпирических данных

  • Методы количественной обработки экспериментальных данных. К ним относятся математические и статистические методы.
  • Интерпретационные методы. Они позволяют на основе количественных результатов составить описательную характеристику изучаемых явлений.

Основные методы психологии

Основными методами психологической науки можно назвать наблюдение и эксперимент.

Наблюдение

Воображение — что это в психологии, определение

Наблюдение – это психологический метод, предполагающий целенаправленное и спланированное изучение поведенческих реакций или психики человека в нормальных, привычных для него условиях с обязательным ведением протокола.

Важно! Наблюдение должен проводить опытный специалист, потому что наблюдаемые факты необходимо грамотно описать.

Эксперимент как метод психологии

Эксперимент – это основной метод психологии и педагогики. В психологии все эксперименты принято делить на:

  • Пилотажные эксперименты. Так называют исследования в малоизученных областях науки, которые проводятся в условиях отсутствия возможности формулирования гипотезы.
  • Педагогические эксперименты – это организация изучения особенностей образовательного и воспитательного процесса в учебных заведениях. К участию в этих исследованиях привлекаются испытуемые разных возрастных групп: от младших дошкольников до студенчества.
  • Естественные эксперименты. Они предполагают изучение того или иного феномена психики в привычных для людей условиях.
  • Лабораторные эксперименты – это организация изучения какого-то психического явления в искусственно созданных условиях, исключающих воздействие внешних факторов, которые могут исказить результаты исследования.
  • Констатирующие эксперименты. Они направлены на выявление особенностей развития личности или группы.
  • Формирующие эксперименты. Они направлены на развитие тех или иных качеств у личности или формирование группового единства коллектива.
  • Контрольные эксперименты. Они проводятся для того, чтобы оценить эффективность разработанной программы развития навыков или качеств у участников эксперимента.

Дополнительная информация. Такое разделение экспериментов на виды условно. Некоторые типы экспериментов являются взаимодополняющими, другие – вспомогательными.

Основные методы практической психологии

Перцепция — что это в психологии, определение

Практическая психология

Особенностью практической психологии является то, что ее цель не просто изучение каких-то особенностей личности или группы, а их коррекция и оптимизация. Специфика методов практической психологии отличается от методов общей психологии.

Краткая характеристика

В практической науке используются следующие психологические методы:

  • Клиническая и личностностно-ориентированная психотерапия. Клиническая психотерапия – это медико-психологическое воздействие психолога на личностные особенности человека, страдающего психическим расстройством, имеющего психосоматические проявления или подверженного наркотической зависимости. Личностно-ориентированная психотерапия – это методика в психологии, задача которой в том, чтобы помочь человеку изменить его отношение к самому себе или своему окружению.
  • Гипноз. Он делает возможным воздействие на сознание человека с целью его конструктивного изменения.
  • Психодрама – это изучение внутреннего мира человека. Ее применение позволяет выявить актуальные проблемы клиента и найти способы их решения.
  • Телесная терапия расширяет сферу сознания человека через телесные ощущения и учит его решать конфликты между разумом и телом.
  • Арт-терапия – это способ коррекции эмоциональной сферы личности. Занятия творчеством с квалифицированным специалистом заставляют человека заняться рефлексией, помогают актуализировать свои негативные эмоции, страхи и преодолеть их. Арт-терапевтические техники используются при коррекции психических нарушений, в работе с депрессией и неврозом.
  • Песочная терапия. Игра в большой песочнице используется в качестве средства, помогающего детям научиться устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать. Кроме того, песочная терапия способствует нормализации эмоционального фона ребенка.
  • Цветотерапия – это технология работы с внутренним миром человека. Одним из вариантов цветотерапии является раскрашивание мандал.
  • Сказкотерапия – это технология психологической диагностики и коррекции, применяемая в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Она помогает понять мотивы поступков ребенка, выявить его отношение к сверстникам, взрослым, диагностировать психологический климат в семье.

Сказкотерапия

  • Правополушарное рисование. Эту технологию принято относить к способам актуализации творческого потенциала личности. Занятия таким видом рисования помогают справиться с депрессией, негативными чувствами, обрести личностный ресурс.
  • Тренинг – это обучающий прием. Технология тренингов используется в психологии управления при работе с персоналом с целью повышения производительности труда, освоения эффективных технологий продаж.

Дополнительная информация. Инструментарий практической психологии постоянно расширяется, так как его применение должно соответствовать современным запросам социума.

Опрос как основной метод практической психологии

Опросный метод – это в психологии процесс целенаправленного сбора информации посредством общения экспериментатора с респондентом.

Экспериментатор может использовать один из следующих видов опроса:

  • Интервью – устный вариант опроса, где психолог задает вопросы человеку или группе с целью получения информации об изучаемом объекте;
  • Анкетирование – письменная форма сбора информации об изучаемом объекте.

Консультация как метод практической психологии

Консультация – это форма взаимодействия психолога и клиента, где специалист помогает человеку найти решение сложных жизненных ситуаций. Совместно с клиентом психолог определяет проблему и риски, помогает родителям устранить ошибки в воспитании детей, обучает руководителей эффективным управленческим приемам.

Таким образом, существует огромное количество методов психологического исследования. Сегодня появляется много новых интересных методик психокоррекционной работы, поэтому практикующие специалисты должны уделять большое внимание самообразованию и повышению своей квалификации.

Появляются новые методы практической психологии

Основные методы психологии – Психология жизни

Основные методы психологии таблица

Психология — это наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека или групп людей.

Разделяют фундаментальную психологию, выявляющую факты, механизмы и законы психической деятельности, прикладную психологию, изучающую, с опорой на данные фундаментальной психологии, психические явления в естественных условиях, и практическую психологию, которая занимается применением психологических знаний на практике.

Психология взаимосвязана с психиатрией (распознавание и лечение психических расстройств), и психотерапией. Психотерапия и психоанализ… для кого и для чего?

К основным методам общей психологии относят наблюдение и эксперимент

Наблюдение как метод психологии исследует определенные характеристики того или иного процесса, с целью выявления его инвариантных признаков, без активного включения в сам процесс.

Наблюдение – это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем. Психологические эффекты

Наблюдение может быть внешним, то есть наблюдение со стороны, внутренним (самонаблюдение), лонгитюдным, свободным, выборочным, сплошным, включенным, стандартизированным, сторонним и наблюдение в виде среза.

Эксперимент как основной метод психологии

Эксперимент – это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.

Виды экспериментов:— лабораторный— естественный— психолого — педагогический

— констатирующий эксперимент, который выявляет определенные психические особенности и уровень развития соответствующих качеств  Шокирующие психологические эксперименты

Лабораторный эксперимент как основной метод психологии протекает в специально созданных условиях, в которых используется необходимая аппаратура или инструменты. В таком эксперименте зачастую действия испытуемого определяются инструкцией.

Испытуемый знает, что участвует в эксперименте, но как правило его не посвящают в истинную суть эксперимента и его конечный результат.

Иногда участник психологического эксперимента располагает только некоторой частью эксперимента и специально введен в заблуждение.

Естественный эксперимент проводят в естественных условиях жизни, учёбы, работы людей. Важным правилом проведения такого вида эксперимента является скрытие от людей информации, о том, что они являются участниками психологического эксперимента.

Суть психолого-педагогического эксперимента состоит в изучении личностных особенностей ребёнка и его поведения непосредственно в учебном или воспитательном процессах, а также в процессе активного формирования тех психических особенностей, которые являются предметом изучения. В современных условиях такой вид эксперимента применяют ещё с целью формирования у участников тех или иных социальных навыков и личностных качеств при обучении чему-либо.

Краткая характеристика основных методов психологии

Беседа – прямое или косвенное, устное или письменное получение от человека сведений о его деятельности, в которых явно прослеживаются свойственные ему психологические явления.

Беседа бывает:

Стандартизированная – состоит из заранее сформулированных вопросов, которые задаются в строго определенном порядке. Любопытная наука о душе

Свободная – у психолога имеется только общий план проведения беседы. Он формулирует вопросы, определяя их порядок в зависимости от того, как складывается разговор.

Опросы бывают:

Письменные – для получения неглубоких сведений о проблеме.Устные – позволяют пробиться в более глубокие слои психики человека.Опрос в виде анкеты или теста – вопросы непосредственно перед самим разговором.

И опрос — интервью.

Опрос как метод психологии обычно используется для выяснения необходимой информации, данных, мнении или личностной позиции не одного конкретного человека, а группы людей.

Анкетирование и тестирование

Анкетирование – метод сбора фактов на основе письменного самоотчета испытуемых по специально составленным вопросам.

При использовании этого метода большое значение имеют чёткое составление вопросов и правильная их формулировка, подробная инструкция о порядке заполнения анкеты, тщательная количественная и качественная обработка полученного материала, правильное использование статических методов обработки материалов.

Тестирование же имеет отношение больше к области психодиагностики и занимается исследованием психологических качеств и свойств человека, путём использования психологических тестов.

Тест – это кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития психологических качеств человека.

Что отличает тест от анкеты?

К главным особенностям психологических тестов можно отнести:Валидность — обоснованность и пригодность полученной информации полученной в результате проведенного тестирования той особенности, в отношении которой проводился тест;Надёжность — подтверждение полученных результатов ранее, дублированием теста;Достоверность — даже при заведомо ложных ответах тест выдает подлинный результат;

Репрезентативность — соответствие характеристикам норм.

Научные тесты и психодиагностические методики проходят многоуровневый процесс испытаний и адаптацию.

Результативный психологический тест и методика – это стандартный контроль, в конце которого при получении результатов становится доступна возможность оценки психофизиологического и личного развития, навыков, знаний и умений участника тестирования на основании подведённого итога. Стоит ли доверять популярной психологии?

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Методы психологии, их классификация, исследовательские методики

Основные методы психологии таблица
Для наиболее корректного определения психологического состояния индивидов, социальных групп и общества в целом, исследователи применяют различные методы психологии.

В своих научных разработках, они предлагают действенные способы для получения теоретических или эмпирических знаний.

Только использование в каждом отдельном случае конкретных приемов, соблюдение при этом всех моральных норм и особых правил, позволяет получать знания, не вызывающие сомнений.

Тестирование

Представленный метод является промежуточным между субъективностью и объективностью исследования. Тестирования также имеют свои подвиды. К примеру, тесты-опросники, которые преимущественно используются для изучения личностных особенностей. Респондент сознательно или несознательно может повлиять на конечный результат.

Тесты-задания используются в изучении интеллекта. Есть еще и проективные методики, предполагающие свободную интерпретацию, что является достаточно опасным для надежности и достоверности данных. Такие приемы часто используют для тестирования детей или для измерения эмоциональных состояний (тест Люшера, Роршаха, ТАТ).

Какие условия должны быть соблюдены?

Для того чтобы метод дал наиболее полные и точные результаты, психолог соблюдает ряд условий при проведении исследования:

  • четко формулирует цель — что конкретно и для чего исследуется (например, проявление взаимоотношений ребенка 6 лет со значимыми взрослыми и сверстниками в рисунках);
  • выбирает детей (если это группа) соответствующего возраста (в данном случае, 6 лет) и обладающих указанными навыками (например, рисования);
  • для всех детей готовит одинаковые условия для деятельности (одинаковые материалы, место проведения);
  • минимизирует собственное влияние на процесс работы детей, следит, чтобы малыши работали самостоятельно и были мотивированы;
  • фиксирует эмоциональные реакции детей, что проявляются в процессе работы;
  • если исследование подразумевает дальнейшую беседу с ребенком о продукте его творчества, заранее готовит вопросы;
  • предусматривает критерии, по которым будет оцениваться конечный продукт (например, выбор цветовой гаммы, композиция).
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.