Эльконин психология игры краткое содержание

Эльконин психология игры краткое содержание Психология

Видео:Лекция Б.Д. Эльконина "Современность в культурно-исторической психологии"Скачать

Лекция Б.Д. Эльконина "Современность в культурно-исторической психологии"

Психология игры читать онлайн, Даниил Эльконин

Эльконин психология игры краткое содержание

В книге обобщаются основные материалы по психологии игры. Автор дает обстоятельный анализ зарубежных теорий игры, понимание игры, сложившееся в отечественной психологии, показывает ее значение для психического развития ребенка. Издание предназначено для практических психологов, педагогов, научных работников в области возрастной психологии, общей и дошкольной педагогики.

Памяти моих дочерей Наташи и Гали и их мамы Немановой Ц. П., трагически погибших в годы Великой Отечественной войны

Биография исследований

Интерес к психологии детской игры возник у меня в самом начале 1930-х годов в ходе наблюдений над игрой дочурок и в связи с чтением лекций по детской психологии. Записи этих наблюдений затерялись во время войны в блокированном Ленинграде, и в памяти остались лишь некоторые эпизоды. Вот два из них.

В один из выходных дней мне пришлось остаться с девочками дома одному. Обе девочки были дошкольницами и посещали детский сад. Провести вместе выходной день было для нас праздником.

Мы читали, рисовали, возились, шалили. Было весело и шумно до тех пор, пока не наступило время второго завтрака. Я приготовил традиционную и изрядно надоевшую им манную кашу.

Они наотрез отказались от еды, не хотели садиться за стол.

Не желая омрачать хорошее настроение и прибегать к принуждению, я предложил девочкам поиграть в детский сад. Они с радостью согласились. Надев белый халат, я превратился в воспитательницу, а они, надев переднички, — в воспитанниц детского сада.

Мы начали выполнять в игровом плане все, что полагается в детском саду: порисовали; затем, накинув на себя как будто бы пальтишки, погуляли, обойдя два раза вокруг комнаты; почитали. Наконец наступило время еды. Одна из девочек взяла на себя функции дежурной и подготовила стол к завтраку.

Я, «воспитательница», предложил им на завтрак ту же кашу. Без всякого протеста, даже выражая удовольствие, они стали есть, старались быть аккуратными, тщательно выскребли тарелки и даже попросили еще.

Всем своим поведением они старались показать себя образцовыми воспитанницами, подчеркивая отношение ко мне как к воспитательнице, беспрекословно подчиняясь каждому моему слову, обращаясь ко мне подчеркнуто официально.

Отношения дочерей к отцу превратились в отношения воспитанниц к воспитательнице, а отношения сестер — в отношения между воспитанницами. Игровые действия являлись чрезвычайно сокращенными и обобщенными — вся эта игра продолжалась около получаса.

Помню я еще игру в прятки. Девочки прятались, а я их искал. В комнате, где происходила игра, стояла вешалка, на которой висела одежда. Прятаться за ней было излюбленным местом.

Я, конечно, видел, где они прятались, но не показывал этого и долго ходил по комнате, говоря: «А где же мои девочки?» Когда я подходил близко к месту, где прятались девочки, я слышал, как за вешалкой разыгрывалась «драма».

Младшая рвалась броситься ко мне, а старшая зажимала ей рот, шептала: «Сиди тихо!» и удерживала силой на месте.

Наконец младшая, не выдерживая напряжения, вырывалась и устремлялась ко мне со словами: «Вот я!» Старшая выходила недовольная и заявляла, что больше с ней играть не будет, так как она играть не умеет. Подобные наблюдения показали мне, что если для старшей смысл игры заключался в выполнении взятой на себя роли и связанного с ней правила, то для младшей смысл игры заключался в общении со мной.

Наблюдения дали повод для предположения, что главным в игре детей-дошкольников является роль, которую берет на себя ребенок. В ходе осуществления роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности.

Так родилась гипотеза, что мнимая ситуация, в которой ребенок берет на себя роли других людей и реализует типичные для , них действия и отношения в особых игровых условиях, есть основная единица игры.

Существенным моментом создания такой игровой ситуации является перенос значений с одного предмета на другой. Эта мысль не нова. Уже Дж.

Селли писал: «Сущность детской игры заключается в исполнении какой-нибудь роли» и «здесь мы встречаемся с тем, что составляет, может быть, самую интересную черту детской игры, — с превращением самых ничтожных и малообещающих вещей в настоящие живые существа» (1901, с. 47, 51).

Познакомившись с литературой, я обнаружил, что игра, во-первых, понимается как проявление уже развитого воображения и, во-вторых, натуралистически (см.: К. Гроос, В. Штерн, К. Бюлер и др.).

Эти взгляды показались мне не соответствующими действительной природе игры.

Мне показалось странным, что функция воображения, являющаяся одной из наиболее сложных способностей, возникает так рано, и я подумал, что, может быть, наоборот, игра и есть та деятельность, в которой воображение впервые только и возникает …

Видео:Развивающее обучение Система Эльконина ДавыдоваСкачать

Развивающее обучение  Система Эльконина Давыдова

Глава 1: Предмет исследования – развернутая форма игровой деятельности

Эльконин психология игры краткое содержание

ФедеральноеАгентство по образованию РФ

ГОУВПО Поморский Государственный Университет

имениМ. В. Ломоносова

Кафедрапсихологии

Работа

Подисциплине: Возрастная психология.

https://www.youtube.com/watch?v=34t2FzkpuRc

Конспектмонографии Д.Б. Эльконина

«Психологияигры»

Выполнила:

Студентки2 курса 21 группы

факультетапсихологии

ЕрмолинаЮлия

Проверила:

ПостниковаМ.И.

Архангельск,2010

Проблемойопределения понятия «игры» занималисьследующие ученые:

Е.А.Покровский, Ф. Бойтендайк, У.М. Гелассер,Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт.

Всеони давали разные определения данномупонятию.

Д.Б.Эльконин:

Игра– это такая деятельность, в которойвоссоздаются социальные отношениямежду людьми вне условий непосредственноутилитарной деятельности.

Предметисследования:

  • Природа и сущность ролевой игры

  • Психическая структура развернутой формы игровой деятельности

  • Возникновение игры

  • Развитие игры в фило- и онтогенезе

  • Значение игры в жизни ребенка

игры:

  • отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами

  • это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми и их трудовой общественной жизни

Единицаразвитой формы игры:

Именнороль и органически с ней связаннаядеятельность представляют собой основнуюдалее неразложимую единицу развитойформы игры.

Глава 2: Об историческом возникновении ролевой игры

Каковопроисхождение игры?

Е.А.Аркин: игрушкиостаются неизменными в ходе историческогоразвития общества

Е.А.Аркин выделяет следующие «изначальные»игрушки:

  • звуковые игрушки (трещотки, погремушки и т.д.)

  • двигательные игрушки (волчок, мяч и т.д.)

  • оружие (лук, стрелы и т.д.)

  • образные игрушки (изображения, куклы и т.д.)

  • веревочка, из которой делают разнообразные фигуры

Все«изначальные» игрушки возникли наопределенных ступенях развития обществаи далее не изменялись, их возникновениюпредшествовало изобретение орудийтруда.

НО:нельзяизолировать историю игрушки от историиее обладателя, от истории места ребенкав обществе.

Антиисторические,ошибочные выводы Е.А. Аркина

Какв ходе исторического развития возникларолевая игра?

Положениеребенка в обществе на самых раннихступенях развития характеризуется,прежде всего, ранним включением детейв производительный труд взрослых.

Чемна более ранней ступени развития стоитобщество, тем раньше дети включаются впроизводительный труд взрослых истановятся самостоятельнымипроизводителями.

Удетей, которые живут в обществе, стоящемна относительно низкой ступени развития,ролевых игр нет!

Спереходом общества на более высокуюступень развития, ребенок все позжевключается в производительную деятельностьвзрослых, увеличивая, таким образом,период детства.

Глава 3: Теории игры

  1. Общие теории игры: К. Гроос и Ф. Бойтендайк

Основныеидеи «теории упражнения» К. Грооса:

  1. Каждое живое существо обладает унаследованными предрасположенностями, которые придают целесообразность его поведению.

  2. У высших животных, особенно у человека, природные реакции являются недостаточными для выполнения жизненных задач.

  3. В жизни каждого существа есть детство.

  4. Время детства необходимо для приобретения приспособлений, необходимых для жизни. Чем сложнее организм и его будущая жизнь, тем длиннее период детства.

  5. Там, где индивид из собственных внутренних побуждений и без всякой внешней цели проявляет, укрепляет и развивает свои наклонности, там мы имеем дело с самыми изначальными явлениями игры.

мыиграем не потому, что мы бываем детьми,а потому, что приобретаем таким образомприспособления, необходимые для жизни.

Ф.Бойтендайк:

  • Игра есть всегда с чем-либо (игра есть ориентировочная деятельность)

двигательныеигры животных (Гроос) – не игры.

  • В основе игры лежат не инстинкты, а более общие влечения

  • Играют только с теми предметами, которые сами «играют» с играющими

Критикатеории К. Грооса

https://www.youtube.com/watch?v=BusCtIdhwKc

Проанализировавпредложенные разными авторами теорииигры, Д.Б. Эльконин пришел к выводу отом, что следует выделять ориентировочнуюдеятельность, исследовательскуюдеятельность и игру.

Развитиев фило- и онтогенезе:

ориентировочнаядеятельность исследовательскаядеятельность игра

  1. Теории и проблемы исследования детской игры в зарубежных концепциях

Дж.Селли: особенности ролевой игры

Преобразованиеребенком Глубокая поглощенность

себяи окружающих предметов созданиемвымысла и жизнью в нем

В.Штерн:ребенок, переходя в мир фантазий, живяв нем, пытается «убежать» от препятствий,с которыми он сталкивается в реальноммире, т.к. еще не способен их преодолеть.

З.Фрейд:

  • В основе существования всего живого лежит биологическая предопределенность главных влечений:

  • Влечение к смерти тенденция к «самовоспроизведению»

  • Влечение к жизни тенденция к самосохранению, самоутверждению

  • Общество и человек являются антагонистами

Игра,по З. Фрейду может использоваться:

  • Как прожективная диагностическая методика (т.к. в игре представлены вытесненные желания)

  • Как терапевтическое средство

К.Левини С. Слиозберг:

Жизненноепространство личности

Слоиразличной ирреальныеслои

степениреальности (мир фантазийи снов)

переходосуществляется

череззамещение

Ж.Пиаже:уделяет большое внимание изучениюсимволической игры. Возникновениесимвола (подражание и использованиеодного предмета вместо другого) рождаетсявнутри совместной деятельности ребенкас взрослым. Пиаже исключает из игрывсе, так называемы, функциональные игрыпервых месяцев жизни с собственнымтелом.

ИТОГ:

  • Во всех теориях ребенок рассматривается изолированно от общества, в котором он живет

  • Отношения ребенка с взрослым не имеют прямой связи с психическим развитием, что неверно

  • Не учтено, что способ действий с предметом может быть освоен ребенком только через образец

К.Д.Ушинский: играсвязана, несомненно, с работой воображения.Ушинский не предлагает собственнуюконцепцию игры, но указывает на еебольшое значение в развитии психикиребенка.

М.Я.Басов: «своеобразиеигрового процесса основано на особенностяхвзаимоотношения индивидуума со средой,на почве которой он возникает»

П.П.Блонский:

Видыдеятельности, понимаемые как «игра»

Мнимые игры

Строительные игры

драматизация

Подвижные игры

Интеллектуальные игры

Манипуляции младенца, нервнобольного и т.д.

Строительное искусство ребенка (конструктор, пластилин и т.д.)

Драматическое искусство ребенка (сюжетные игры)

Драматизация + бег

Шашки, шахматы, ребусы и т.д.

Л.С.Выготский:игра – ведущий тип деятельностидошкольного возраста

  • Сущность игры – исполнение желаний, обобщенные аффектов

  • В игре ребенок принимает на себя различные роли взрослых

  • Всякая игра есть игра по правилам

  • Игра требует от ребенка действий

  • Игра – источник развития

Помнению Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготскийближе всего подошел к раскрытиюпсихологической природы игры.

🔥 Видео

Возрастная психология. Концепция игры и периодизация ЭльконинаСкачать

Возрастная психология. Концепция игры и периодизация Эльконина

Теория Выготского о Социально-Когнитивном РазвитииСкачать

Теория Выготского о Социально-Когнитивном Развитии

Уникальный ТЕСТ! Выясните, какая травма детства влияет на вашу жизнь! Психология. Тест личности.Скачать

Уникальный ТЕСТ! Выясните, какая травма детства влияет на вашу жизнь! Психология. Тест личности.

ИГРЫ, в которые играют люди - Эрик Берн. 5 мин. ПСИХОЛОГИИ!Скачать

ИГРЫ, в которые играют люди - Эрик Берн. 5 мин. ПСИХОЛОГИИ!

«Психология развития и возрастная психология» лекция №1 Обуховой Л.Ф.Скачать

«Психология развития и возрастная психология» лекция №1 Обуховой Л.Ф.

Возрастная периодизация Д Б Эльконина и В В ДавыдоваСкачать

Возрастная периодизация Д Б  Эльконина и В В  Давыдова

«В детстве мечтал, что буду владеть киоском». #Монолог школьного хулиганаСкачать

«В детстве мечтал, что буду владеть киоском». #Монолог школьного хулигана

Возрастная периодизация по Д.В. ЭльконинуСкачать

Возрастная периодизация по Д.В. Эльконину

Эльконин Даниил БорисовичСкачать

Эльконин Даниил Борисович

Возрастная психология: Периодизация ЭльконинаСкачать

Возрастная психология: Периодизация Эльконина

Структурный анализ Эрика БернаСкачать

Структурный анализ Эрика Берна

Краткое содержание - Униженные и оскорбленныеСкачать

Краткое содержание - Униженные и оскорбленные

Эльконин Б. "Строение действия и периодизация Д.Б. Эльконина" 22.01.2020Скачать

Эльконин Б. "Строение действия и периодизация Д.Б. Эльконина" 22.01.2020

Психология Судьбы | Игры, в которые играют люди | ЧД x Red WolfСкачать

Психология Судьбы | Игры, в которые играют люди | ЧД x Red Wolf

Сравнение образовательных программ Эльконин, Гальперин. Людмила Ясюкова.Скачать

Сравнение образовательных программ Эльконин, Гальперин.  Людмила Ясюкова.

Ролик о важности образованияСкачать

Ролик о важности образования

🔴 КУЛЬТУРНО ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Выготского. Лев Семенович Выгодский. Отечественная психология.Скачать

🔴 КУЛЬТУРНО ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Выготского. Лев Семенович Выгодский. Отечественная психология.

Теория игр Эрика БернаСкачать

Теория игр Эрика Берна
Поделиться или сохранить к себе: